ДОМАШНИЙ РАСПОРЯДОК ДЕЛ И ОБЯЗАННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Для чего необходим распорядок дня и небольшие обязанности для детей младшего возраста?

Режим дня очень важен для детей с самого рождения. Это не только возможность для родителей организовать здоровое физиологическое развитие ребенка, но и здоровое развитие психики. Кроме этого, режим и обязанности являются основой для формирования добродетелей и хороших привычек. Распорядок дел и обязанностей ребенка — это лишь часть большого распорядка дня всей семьи.

С самого рождения ребенок не способен ни управлять своим телом, ни понимать, что с ним происходит и чего он хочет; голоден ли он или устал — он может лишь сигнализировать родителям, что что-то идет не так, а сигналом служит плач. Родители же учатся распознавать и решать потребности ребенка.

Если в первый год ребенка режим дня больше позволяет родителям понимать «о чем же сейчас сигнализирует ребенок?», то по мере развития, уже сам ребенок внутри режима начинает учиться понимать окружающий его мир, что в нем есть распорядок, и он зачем-то необходим. Более того, если у ребенка упорядоченный распорядок дня — это сигнал для его психики о том, что все в порядке, можно не тревожиться за выживание, а развиваться.

Режим дня поддерживается мамой или взрослым, который заботится о ребенке, о его благополучии и развитии. Благодаря этому ребенок легко приучается к правилам ухода за собой, к здоровому режиму питания, а в последующем и к общей саморегуляции и дисциплине. По мере взросления ребенок приучается к труду, что составляет психологическую основу для ответственности, способность к которой возникает с созреванием головного мозга.

В психологическом созревании распорядок дня помогает справляться ребенку с тревогой, которой в жизни ребенка очень много, и постепенно понимать, что в жизни все имеет свое значение.

Сам ребенок интенсивно развивается, а к каждому новому навыку или новой способности надо привыкнуть — это вызывает порой немало тревоги и разочарований. Вспомните малышей, которые только-только научились собирать пирамидку, и как они реагируют, когда она падает или что-то не получается. Более того, окружающая ребенка обстановка так же находится в постоянном изменении (особенно если семья живет в большом городе), что тоже является причиной для беспокойства ребенка. Очень часто причины любого беспокойства не столь очевидны для родителей, как например, приход в гости родной бабушки, которую ребенок (в возрасте до 2-3 лет) возможно видит не чаще 1-2 раз в месяц. Но наличие распорядка дня помогает ребенку легче справляться с тревогами и естественной фрустрацией. Здесь очень ВАЖНО,чтобы родители создавали график гибким по отношению к естественным потребностям ребенка.

Благодаря режиму, родителям легче объяснить детям что такое последствия (как альтернатива наказанию).

Если ребенок заигрался и не успел вовремя поесть, несмотря на уговоры мамы, то уже стоит обсудить с ребенком последствия его выбора: стоит ли идти на тренировку голодным или придется её пропустить. Последствия такого опыта ребенок с 6-7 лет может понять интеллектуально, либо же он может расстроиться, что тренировку придется пропустить или ощутит недостаточность сил во время занятия. И если рядом есть взрослый, который может спокойно объяснить ребенку причину таких событий: “чтобы быть сытым и не быть вялым в нужное время (в школе/на тренировке/в парке), необходимо уделять этому внимание”, — ребенок скорее всего запомнит эту ситуацию и в будет пытаться следить за временем.

Если же родители перекладывают ответственность следить за временем и расписанием на ребенка (до 12 – 15 лет), то в такой ситуации неизбежно возникает наказание (каким бы оно не было) даже если это просто «выговор». А это в свою очередь разрушает доверие между родителем и ребенком. Так как ситуация наказания не обучает ребенка нести ответственность, а лишь учит её избегать.

Тем временем в ситуации, когда распорядок дня устанавливается взрослым, который и несет ответственность за его выполнение, возникает здоровая иерархия отношений, в которой ребенок не только способен созреть психоэмоционально до способности быть ответственным, но и учится таким важным ценностям, как забота о ближнем, терпение и понимание в отношении того, что есть естественный ход событий.

Не противоречит ли этот акцент на работе и обязанностях способности ребенка развиваться личностно и не подавляет ли креативность?

Если режим или распорядок дня воспринимается взрослыми здраво — как естественные законы жизни всей семьи в целом и с учетом естественных потребностей каждого ребенка, способные компенсировать незрелость нервной системы — то в распорядке дня ребенка обязательно будет отведено время для игры и творческих занятий. Поэтому можно утверждать, что распорядок дня только помогает ребенку проявлять креативность. Ведь если есть режим дня, который регулирует мама, значит ребенок будет меньше тревожиться, благодаря чему нервная система ребенка получает большой ресурс к развитию.

Нервной системе ребенка необходимо время, чтобы созреть физиологически.

Необходимые навыки и способности появляются постепенно и распорядок дня обладает большим арсеналом для того, чтобы имитировать зрелость ребенка. Например, ежедневная рутина перед сном – душ, чистка зубов со стишками, чтение любимых книг или спокойное пение колыбельных или обнимашки с родителями — помогают ребенку успокоиться и легче заснуть. Даже обычное мытье посуды можно не превращать в раздражающую всех повинность, а сделать его «ритуалом чистоты», когда можно петь в голос или весело болтать с младшим братом, который помогает в уборке.

Родители, которые понимают этот важный механизм распорядка дня, способны превратить множество рутинных действий в ритуалы при помощи простого распорядка дня. Что в свою очередь позволяет ребенку легче воспринимать происходящее, получать поддержку от родителей, учиться и развиваться.

В. Танчак

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *